Нематериальные пряники. Как мотивировать сотрудника, не повышая ему зарплату
Принято считать, что главный и основополагающий фактор при выборе места работы — финансовый. И это недалеко от истины: специалисты предпочитают приходить к тем, с кем совпадут по зарплатным ожиданиям. Но вот для того чтобы человек остался и строил карьеру в одной и той же компании годами, зачастую требуется мотивация посерьёзнее. В деньгах её выразить трудно, ведь на кону — душевное спокойствие, отношение в коллективе и то, что называют нематериальным поощрением.
«Секрет» поговорил с представителями российских и международных компаний и выяснил, как они мотивируют своих сотрудников, когда финансовые аргументы уже исчерпаны.

Что такое нематериальная мотивация?
С материальной мотивацией всё более-менее ясно: от хорошего оклада отказываются редко, а премии и системы надбавок заставляют работника усердно трудиться и не отлынивать от дополнительных задач. Такая мотивация работает, но всё-таки имеет свои ограничения: невозможно повышать зарплату бесконечно. К тому же работа на износ, пусть даже подкреплённая висящей перед носом «морковкой» в виде премии, возможна лишь на коротких дистанциях. Никакие деньги не смогут удержать человека, если ему не удалось стать своим в коллективе, а стресса на работе больше, чем успехов.
Если же команда ориентирована на длительный забег, стоит подумать о корпоративной культуре и образе жизни своих сотрудников. Большинство работодателей понимают, что работнику как минимум нужно обеспечить комфортные условия. Но поскольку люди — существа высокоорганизованные, одного только физического комфорта им мало. Чтобы сотрудник действительно чувствовал себя частью команды и работал на общий результат, приходится апеллировать к его высшим потребностям: стремлению к саморазвитию и реализации потенциала, жажде уважения и признания.
Тут-то и вступает в дело нематериальная мотивация — различные неденежные способы поощрения и управления персоналом. Речь может идти как об отдельных бонусах, так и о целом комплексе мероприятий для повышения лояльности сотрудников и поднятия корпоративного духа, улучшении рабочих условий и атмосферы в коллективе, а также эффективности труда.

Вовлечённость в работу и вдохновение могут послужить нескончаемым «топливом» для новых успехов, когда финансовая мотивация уже достигла своего потолка. Это — часть большой и не всегда видимой работы руководителей и отдела HR, лавирующих между зарплатными ведомостями, графиком дней рождений сотрудников и различными вариантами для проведения корпоративов и тимбилдингов.
Похвалой и добрым словом
Далеко не все такие мероприятия ничего не стоят работодателю. Порой для того чтобы сотрудники были довольны, не получив ничего существенного, приходится серьёзно потратиться. Однако не стоит недооценивать и совершенно бесплатные методы мотивации персонала, такие как обычное доброе слово, рассказал «Секрету» бизнес-консультант Владимир Моженков.

«Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как доброе слово». Это самый простой и понятный пример нематериальной мотивации — той, которая поможет сплотить персонал и добиться успехов в любом бизнесе. Чтобы сильные стороны любого сотрудника максимально раскрылись, он должен находиться в напряжённой, но позитивной среде. Именно она обеспечивает развитие человека, ведь если завтра мы получим всё что хотим, едва ли послезавтра нам захочется каких-то свершений. Доброе слово — это инструмент, который способен помочь обеспечить это развитие.

Начальник должен проявлять участие в судьбе своего сотрудника: благодарить, хвалить, поощрять за креативные и полезные идеи. Ещё один важный момент — разговор по душам и помощь в трудную минуту. Если вы замечаете, что с вашим сотрудником что-то не так, не поленитесь выяснить причину его озабоченности и грусти. Возможно, вы сможете повлиять не решение проблемы. Если сотрудник допустил ошибку, простите ему её на первый раз. Человек будет признателен вам, и ему захочется ещё лучше работать на вашу компанию. Иногда, чтобы изменить человека, нужно всего лишь изменить его отношение к себе.

Владимир Моженков, основатель компании Mozhenkov Progress Consulting
Внимание
Мало что может быстрее подтолкнуть человека в пучины выгорания и депрессии, как ощущение себя безликим винтиком в корпоративной машине. Чтобы не дать сотрудникам скатиться в это состояние, руководителю важно замечать их проблемы, выслушивать предложения, помнить об их семейных обстоятельствах, увлечениях, важных датах. И, когда и если это уместно, делать знаки внимания от лица компании и коллег.


Для коллектива всегда важно проявление внимания. Например, мы поздравляем с днём рождения всех ребят (личные сообщения, онлайн-открытки, поздравления в общих каналах и на общем звонке компании). На знаменательные даты дарим подарки. Тут важен индивидуальный подход, который учитывает хобби и увлечения, может быть, даже реализацию мечты — например, сотрудникам дарили кастомизированный джойстик для PlayStation, гитару или сертификат на отпуск.
Екатерина Дмитриева, ведущий HR-менеджер Distillery Russia
У одних из наших клиентов, компании с более 300 сотрудниками отдела продаж, опыт нематериальной мотивации применялся всегда, к этому все привыкли. Но в преддверии новогодних праздников хотелось чего-то особенного. Надо было не только выделить самых успешных и результативных, но и как-то замотивировать их на работу сразу после праздников. Мы решили пойти через самое родное и близкое, черед семью. Управляющий компании написал благодарственные письма на имя родителей топ-30 сотрудников года. Письмо обращалось к ним лично, оно подчеркивало какой вклад в компанию и ценность несёт сотрудник и как компания в лице руководства благодарна его родителям. Это было невероятно! По мере доставки писем сотрудники звонили и благодарили, благодарили за искренние слёзы своих родителей. Это был пик очень большой гордости и трепета. Но самое интересное было после праздников. Каждый отмеченный таким образом сотрудник сразу включился в рабочий процесс. А молва про 30 счастливчиков расползлась по всей компании, и на следующих год многим захотелось, чтобы и их родители получили такие письма.
Лидия Филатова, управляющий партнер HR-бренда A Person for you
Опрошенные «Секретом» руководители сходятся во мнении, что внимание к сотрудникам — краеугольный камень в деле нематериальной мотивации. Но проявить его правильным образом не так-то просто.
Достаточно выяснить мотивационные типы каждого сотрудника и предоставить ему в работе то, что требуется. Так вы получите массу мотивации и вовлечённости в работу. Например, дайте индивидуалисту возможность покомандовать или повесьте его фотографию на доску почёта.

Альтруист от тех же самых возможностей придёт в ужас, но получит удовольствие от возможности принести чашечку кофе индивидуалисту и сделать всему коллективу утром что-то хорошее.

Утилитариста хлебом не корми, но дай посчитать, как можно получить золото из грязи. Если на помойке можно найти что-то и превратить это в огромную ценность, то утилитарист будет счастлив.

Эстет же ужаснётся от одной мысли о помойке и призовёт всех мыть руки и офис, облагораживать его цветами, мебелью и благородными запахами, а заодно и стенд на выставке, который вы отправите его оформлять. Если надо, то традиционалист будет охранять этот стенд, даже ценой собственной жизни.

К сожалению, большинство руководителей слабо оперируют такими абстракциями в практической работе. Поэтому они заливают сотрудников деньгами вместо того, чтобы лучше познакомиться с ними.

Василий Пигин, генеральный директор «TTISI Россия», HR-tech-эксперт
Обратная связь
«Одна из лучших нематериальных мотиваций — быть услышанным и знать, что твоё мнение может на что-то повлиять», — указала Мария Харитонова, менеджер по работе с персоналом REG.RU. Памятуя об этом, во многих компаниях уделяют особое внимание системе обратной связи.
Работая в операционном бизнесе, я часто испытывала сильное разочарование, когда сама корпоративная система мешает мне работать эффективно. При этом изменить эти процессы многие сотрудники не могут или боятся об этом сказать. Ощущение тщетности усилий демотивирует и вгоняет в депрессию даже очень эффективного и талантливого сотрудника. Поэтому нужно регулярно обращаться к сотрудникам за обратной связью, чтобы понять, как и что можно исправить.
Наталия Васина, партнер STR Suite
5 ноября / 2021

Автор: Секрет Фирмы
Взято с источника: Секрет фирмы
Made on
Tilda